В Гoсдумe oпeрaтивнo oтрeaгирoвaли нa жaлoбы прeзидeнту Путину в xoдe прямoй линии нa угoльную пыль в пoртoвыx гoрoдax и пoдгoтoвили зaкoнoпрoeкт, прeдпoлaгaющи пoлный зaпрeт нa погрузку, хранение, обработку угля «с использованием грузовых складов, систем и оборудования открытого типа»
Global Look Press
В Госдуме оперативно отреагировали на жалобы президенту Путину в ходе прямой линии на угольную пыль в портовых городах и подготовили законопроект, предполагающий полный запрет на погрузку, хранение, обработку угля «с использованием грузовых складов, систем и оборудования открытого типа» с 1 ноября. В результате под угрозой закрытия оказались порты, через которые осуществляется половина экспорта российского угля, пишет газета «Коммерсант».
В пояснительной записке депутаты объясняют необходимость закона соображениями экологии и охраны здоровья граждан.
Жители дальневосточных городов не раз протестовали против загрязнения атмосферы угольной пылью, с начала года митинги проходили в Ванино, Находке, Советской Гавани.
Росприроднадзор недавно сообщал, что с 2016 года ведомство получило более 80 жалоб граждан и общественных организаций на угольную пыль. Пика скандал достиг 15 июня, когда на прямую линию с Владимиром Путиным вывели школьника Андрея Боля из Находки, который жаловался на открытую перегрузку угля. Президент пообещал разобраться, а прокуратура и Росприроднадзор начали проверку терминалов.
В случае принятия законопроекта нужно будет остановить 23 порта, которые переваливают ежегодно 60 млн тонн угля, признает заместитель председателя комитета Госдумы по энергетике Дмитрий Исламов.
«Полностью закрытых угольных терминалов в РФ нет, есть частично закрытые, но и там ведут открытые технологические операции с углем», — рассказал изданию источник в одной из угольных компаний.
Поправки заведут десятки миллионов тонн экспортного угля в юридический капкан, считает этот источник. «Если мы хотим остановить порты, этим мы их остановим, — добавил собеседник газеты.- Но последствия будут плачевны: уголь — основной груз для портов Дальнего Востока, и РФ потеряет значительную долю рынка АТР».
Другой источник «Коммерсанта» говорит, что перевалка угля при переходе на закрытый тип добычи подорожает на 70-80%, что снизит конкурентоспособность российского угля. Помимо угольщиков, которые на два-три года лишатся объемов перевалки и добычи, потери будут и у РЖД.
По словам экспертов, бороться с пылью нужно современными инновационными методами, а не новой порцией запретов. Можно, например, обязать предприятия закупать защитные подпорки, экраны и орошающие пушки.
Пока же, чтобы отменить открытую перевалку, нужно около пяти лет и не менее 150 млрд рублей на новые терминалы.